Компании также предпринимают дополнительные меры для решения проблемы дефицита кадров, такие как сотрудничество с вузами и внутренние образовательные программы. Однако эксперты отмечают, что рекомендательные программы могут оказаться не очень эффективными, и за ними могут стоять попытки компаний переложить свои обязанности на сотрудников.
Некоторые компании уже начали предоставлять доплаты сотрудникам за помощь в закрытии вакансий. Например, одна из крупнейших нефтегазовых компаний проводит акцию "Приведи друга", предлагая сотрудникам привлечь внешнего специалиста и получить за это денежную премию. Подобные программы также запустили ЕВРАЗ и другие крупные предприятия. Например, ЕВРАЗ планирует расширить свою реферальную программу с целью закрытия около 1000 вакансий в год. Компании, которые уже имеют опыт работы с рекомендательными системами, отмечают их эффективность.
Эксперты предостерегают, что такие программы могут не давать значимых результатов, и в некоторых случаях компании могут пытаться переложить ответственность за поиск персонала на самих сотрудников.